​Поселение ительменов на Юге Камчатки

Фотография:
​Поселение ительменов на Юге Камчатки

Поселение ительменов на Юге Камчатки

Южная Камчатка является чрезвычайно интересным в археологическом плане районом. Давно эта местность привлекает внимание этнографов и археологов. Здесь сохранилось много археологических памятников разных времен, древних культур аборигенного населения Камчатского полуострова- ительменов.

Название — ительмень (местный житель), старое название – камчадалы. Относятся к арктической расе большой монголоидной расы. Антропологи выделяют их в особый тип, из-за языковых и культурно-генетических данных. Население говорит на ительменском языке, который принято относить к чукотско-камчатской семье. В языковом отношении ительмены некогда составляли три большие группы: восточную, южную и западную. К настоящему времени относительно сохраняется лишь западный ительменский язык, испытавший значительное воздействие корякского. Восточный и южный ительменские языки практически утрачены. Истоки ительменской культуры восходят к районам восточной Монголии. Антропологические данные также подтверждают генетические связи ительменов с древними представителями монголоидной расы. Об этом говорит и наличие в ительменском языке языкового слоя, имеющего очень древнее происхождение.

Общая их численность ительменов в конце XVII в. составляла 12-13 тысяч человек. С вхождением Камчатки в состав Русского государства большинство ительменов оказалось в зоне интенсивных контактов с русскими. В результате военных столкновений с казаками, межплеменной вражды, эпидемий и голодовок их численность быстро сокращалась. И к концу XVIII в. на полуострове насчитывалось около 3 тысяч камчадалов-ительменов.

Традиционное занятие ительменов в прошлом — рыболовство. Главным объектом промысла были лососевые. Большая часть рыбы добывалась запорами, использовали также остроги, крючковые снасти и сети из крапивных ниток. Важную роль в хозяйстве играл морской зверобойный промысел. Добывали различные виды тюленей. В XVIII в. южные ительмены охотились на китов с отравленными стрелами, на восточном побережье добывали каланов и котиков. Охота на сухопутных животных ради мяса имела у ительменов подсобное значение, однако, пушной промысел был распространен широко. В начале XX века им регулярно занималось 95 % ительменских семей. Женщины же занимались собирательством. Собиралось до сотни различных видов съедобных растений, ягод, лекарственных трав, орехов кедрового стланика. Продукты собирательства запасались на зиму в сушеном, вяленом, копченом виде. Тесные связи с русским населением полуострова способствовали приобщению ительменов к новым хозяйственным занятиям. Уже во второй половине XIX в. во всех ительменских селениях имелись небольшие огороды с посевами картофеля и овощей, а также лошади и крупный рогатый скот.

Поселения ительменов — острожки располагались по берегам рек. Состояли из одной или нескольких общинных полуземлянок, вмещавших до 100 и более человек, и летних жилищ для одной семьи. К концу XVIII в. полуземлянка была вытеснена избой русского типа. Летним жилищем служил крытый травой шалаш в форме пирамиды.

Ительмены носили глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц, при изготовлении зимней промысловой обуви использовалась рыбья кожа. В набор повседневной мужской и женской одежды входили штаны, кухлянка рубашечного покроя с капюшоном и нагрудником, камлея (верхняя глухая мужская одежда из оленьих шкур, длиной до колен) и торбаса (высокие сапоги из шкуры оленя). Зимой кухлянка и штаны были двойными: нижние — мехом вовнутрь, верхние — мехом наружу. Зимним мужским головным убором служили шапки из птичьих перьев и меха, летом — деревянные шляпы вроде алеутских.

Основу питания ительменов составляла рыба. Наиболее распространенными рыбными блюдами были юкола (вяленая рыба), чуприки (запеченная особым способом рыба), вяленая лососевая икра. Большим лакомством считались квашеные рыбьи головы. Существенным дополнением рыбного меню были мясо и жир морского зверя, сухопутных животных и птиц. Важную роль в рационе играли растительные продукты.

Основным средством передвижения ительменов в летний период были лодки-баты. Для перевозки тяжелого или объемного груза баты сдваивали или страивали в один большегрузный паром. Зимой главным транспортным средством служили собачьи упряжки.

Ительмены поклонялись духам — хозяевам. Особенно почитался «хозяин моря» Митг, дающий основной продукт питания — рыбу. Создателем земли и своим первопредком считался Ворон (Кутха). Существовал и шаманизм. В роли шаманов обычно выступали женщины. С середины XVII в. ительмены приняли христианство. Характерной особенностью духовной культуры является развитое танцевальное искусство. Танцы были составной частью повседневного быта, народных праздников и носили массовый характер. Наиболее развитые виды народного прикладного искусства — вышивка, художественное плетение из травы и кожаных ремешков, тиснение по бересте, аппликация из меха, резьба по кости и дереву.

Фольклор представлен в основном жанром сказки, некогда имелась богатая мифология, которая ныне утрачена. Главный герой сказок и мифов — Кутх. В настоящее время постепенно возрождаются многие элементы традиционной культуры ительменов.

951